Осуществление корпоративных прав залогодержателем при залоге акций или долей в уставном капитале – Журнал Цивилистика
×

Правовое регулирование залога

С момента появления в российском законодательстве таких юридических лиц, как акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, встал вопрос о допустимости залога акций и долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью. Более того, в первой половине 90-х годов уже был принят ряд актов, прямо указывавших на возможность залога и одних, и других.

При этом до 01.07.2014, когда вступили в силу новые правила ГК о залоге, внесённые Федеральным законом от 21.12.2013 № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – Закон № 367-ФЗ), ответ на вопрос о том, кто осуществляет корпоративные права в случае залога акций и долей в уставном капитале ООО – их залогодатель (акционер, участник общества) или залогодержатель, – был вполне очевиден. Конечно, только залогодатель, поскольку именно он являлся и оставался даже при залоге принадлежащих ему акций или долей лицом, обладающим корпоративными правами. Залогодержатель мог осуществлять эти права только как представитель залогодателя, действуя от его имени и в его интересах.

Но был и такой специальный нормативный акт, который предоставлял залогодержателю акций право самостоятельного осуществления прав, удостоверенных акциями, хотя и с определёнными оговорками. Пункт 3 Обязательных условий договора залога находящихся в федеральной собственности акций (приложение № 2 к Указу Президента Российской Федерации «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности» от 31.08.1995 № 889) (далее – Обязательные условия договора залога находящихся в федеральной собственности акций) предусматривал следующее:

 

«Предмет залога по Договору находится у Залогодержателя, обладающего в объеме, предусмотренном Договором, правомочиями владения и пользования в отношении предмета залога, за исключением права на получение дивидендов. Залогодержатель вправе пользоваться предметом залога, осуществлять голосование по переданным в залог акциям на общих собраниях акционеров по своему усмотрению, за исключением голосования по следующим вопросам:

реорганизация и ликвидация акционерного общества;

внесение изменений и дополнений в учредительные документы акционерного общества;

изменение величины уставного капитала акционерного общества;

залог, сдача в аренду, продажа, обмен и иное отчуждение любого имущества акционерного общества, если размер сделки или стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10 процентов уставного капитала акционерного общества;

продажа или иное отчуждение недвижимого имущества акционерного общества, а также его залог (ипотека);

получение кредитов в размере более 10 процентов величины чистых активов акционерного общества;

участие акционерного общества в создании иных предприятий, в том числе учреждение дочерних акционерных обществ;

эмиссия ценных бумаг;

учреждение годовых отчётов, бухгалтерских балансов, счётов прибылей и убытков акционерного общества и распределение его прибылей и убытков.

Голосование по перечисленным вопросам осуществляется Залогодержателем после предварительного письменного согласования с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Отсутствие такого согласования или голосование в нарушение его влечёт за собой недействительность голосования Залогодержателя по указанным вопросам.

Залогодержатель ежеквартально предоставляет Залогодателю отчёт о пользовании предметом залога»

 

Эти положения специального нормативного акта были в некоторых случаях расценены судами как свидетельствующие, что и в договорах, где предметом залога выступают акции, не находящиеся в федеральной собственности, также может быть предусмотрено наделение залогодержателя корпоративными правами и дозволение осуществлять их по своему усмотрению, т.е. в своих интересах.

Закон № 367-ФЗ ввел в Кодекс ст. 358.15, которая прямо допустила, что и при залоге акций, и при залоге доли в ООО корпоративные права может осуществлять либо залогодатель, либо залогодержатель:

 

«При залоге акций удостоверенные ими права осуществляет залогодатель (акционер), если иное не предусмотрено договором залога акций (статья 358.17). Если иное не предусмотрено договором залога доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, до момента прекращения залога права участника общества осуществляются залогодержателем» (п. 2 ст. 358.15)

 

Таким образом, хотя рассматриваемые нормы носят диспозитивный характер, суть закрепляемых ими прямо противоположных правил состоит в том, что при залоге доли в уставном капитале ООО происходит смена лица, осуществляющего корпоративные права в таком обществе, с участника (залогодателя) на залогодержателя, тогда как при залоге акций эти права остаются у акционера-залогодателя.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x