Взыскание суммы НДС, возмещение которого признано незаконным, в качестве убытков
Настоящая заметка подготовлена по мотивам одного из заключений, предоставленного в арбитражный суд в обоснование изложенной позиции. Вопрос, поставленный при подготовке заключения, касался следующей ситуации.
Типовая часть истории такова: заказчик нанял подрядчика для выполнения определенных работ. Работы были выполнены, заказчик и подрядчик подписали акты сдачи-приемки. Были подписаны и счета-фактуры. Заказчик получил вычет по НДС, исходя в том числе из предоставленных подрядчиком счетов-фактур. Через какое-то время в ходе налоговой проверки, проведенной у заказчика, выяснилось, что подрядчик не платил НДС в бюджет, не имел в штате достаточного количества специалистов, полученные от заказчика суммы переводил на счета «фирм-однодневок», не нес общехозяйственных расходов и др. Излишне говорить, что на стадии заключения договора подрядчик утверждал, что имеет необходимые допуски к выполнению работ, квалифицированный штат, – то есть создавал видимость добропорядочного участника гражданского оборота. Налоговый орган обнаружил признаки недобросовестности и у заказчика (о них будет сказано ниже) и доначислил заказчику НДС со штрафом и пеней.
Необычная часть истории в том, что подрядчик не был «фирмой-однодневкой» в классическом понимании: он продолжал деятельность, получал деньги на счета от иных заказчиков. В том числе и поэтому возможным способом защиты интересов заказчика стало обращение в арбитражный суд с требованием о взыскании суммы, равной сумме доначисленного НДС, штрафа и пени, в качестве убытков.