Иск о вселении: догматические и инструментальные основания
Многим из нас знакома ситуация с предъявлением иска о выселении, когда лицо использует помещение не по назначению, всячески нарушая интересы соседей. Но что, если представить ситуацию, когда один из сособственников меняет дверной замок, монтирует дополнительную дверь, иным образом преграждает вход и тем самым не дает другому сособственнику пользоваться недвижимостью? Какой способ защиты является надлежащим в таком случае?
В судебной практике сегодня господствует позиция, что такое требование - не что иное, как негаторный иск: лицу чинятся препятствия фактического характера, препятствующие свободно пользоваться общим имуществом. Насколько состоятельна такая позиция? Ведь сособственник, по сути, утрачивает владение своим имуществом. Возможно, в судебной практике категория «владения» получила новое звучание? Или все же речь должна идти о виндикационном характере притязания?
Анализируя действующее правовое регулирование с учетом устоявшихся догматических подходов и содержания Проекта нового Раздела II ГК РФ о вещных правах, автор предпринимает первые шаги на пути осмысления иска о вселении и установления его подлинного содержания.