Особенности перехода безнадзорных животных в собственность муниципальных образований
- 1. Категории животных, подлежащие отлову и задержанию
- 1.1. Понятие «безнадзорные животные»
- 1.2. Разграничение понятий «отлов» и «задержание» животных
- 2. Ключевые вопросы в отношении безнадзорных животных: в чьём ведении находится нормативное регулирование и у кого возникает право собственности на них после отлова (задержания)
- 2.1. Актуальность вопроса
- 2.2. Вопросы разграничения ведения деятельности по обращению с животными без владельцев и безнадзорными животными
- 2.2.1. Общие положения: терминология и предмет регулирования
- 2.2.2. Переход института обращения с животными без владельцев с федерального уровня на уровень субъектов РФ
- 2.3. Судьба безнадзорных животных после их отлова (задержания)
- 2.3.1. Влияние изначального статуса безнадзорного животного на его судьбу после отлова (задержания)
- 2.3.2. Переход безнадзорного животного в собственность муниципального образования
- 3. Заключение
После принятия поправок в Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о животных), допустивших возможность субъектов РФ в одностороннем порядке отменять на своей территории действие программы «Отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск» (далее – ОСВВ), ещё большую актуальность приобрели вопросы перехода безнадзорных животных в муниципальную собственность и несения бремени их последующего содержания после истечения установленного ГК шестимесячного периода их обязательного хранения (содержания) (п. 1 ст. 231 ГК).
Актуальность рассматриваемой в статье темы подтверждается многочисленной судебной практикой взыскания расходов на содержание безнадзорных животных, а также недавним постановлением КС РФ от 04.12.2023 № 55-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» (далее – Постановление № 55-П), в рамках которого была проверена конституционность п. 1 ст. 231 ГК и рассмотрено разграничение сферы регулирования и целей ГК и Закона о животных.
Все рассмотренные в настоящей статье вопросы связаны с наличием императивного требования п. 1 ст. 231 ГК, согласно которому муниципальные образования обязаны принимать в свою собственность задержанных безнадзорных животных в случае, если их законный владелец не был обнаружен, а задержавшее их лицо не выразило намерения на приобретение права собственности.
Указанное требование закона порождает целый ряд сложностей в его применении:
1) в отношении каких именно животных действуют установленные п. 1 ст. 231 ГК требования?
2) как соотносятся между собой понятия «безнадзорные животные» и «животные без владельцев», «отлов» и «задержание», регулирование ГК и Закона о животных?
3) могут ли муниципальные образования отказаться от принятия титула собственности и сопутствующего бремени содержания животных?
4) какова «судьба» безнадзорных животных в период их шестимесячного хранения и различается ли порядок обращения с ними до истечения указанного срока с учётом наличия или отсутствия у таких животных законного владельца?
В настоящей статье предлагается ответ на обозначенные выше вопросы, представлен авторский подход к соотношению терминологии, а также анализ судебной практики, в том числе и Постановления № 55-П.