Понятие юридического лица в ГК. Опыт анализа с догматической и исторической точек зрения
- 1. Введение. Постановка проблемы
- 2. Элементы понятия юридического лица в ГК
- 2.1. Организационное единство
- 2.2. Имущественная обособленность
- 2.3. Самостоятельная имущественная ответственность
- 2.4. Выступление в обороте от своего имени
- 2.5. Промежуточные выводы
- 3. Истоки понятия юридического лица, закреплённого в ГК. Дискуссия о юридическом лице в советском праве
- 3.1. История законодательного регулирования
- 3.2. Развитие дискуссии о понятии юридического лица в отечественном праве. Перелом 1930-х годов
- 3.3. Идеологические истоки советского понятия юридического лица
- 3.4. Промежуточные выводы
- 4. Критика понятия юридического лица в ГК
- 5. Формальный подход к определению юридического лица
- 6. Заключение
Круглая дата с момента вступления в силу части первой ГК, без сомнения, подталкивает исследователя, занимающегося проблематикой корпоративного права, к тому, чтобы начать рассуждать о некоторых глобальных вопросах. Например, об этапах развития гл. 4 ГК о юридических лицах, потенциальных тенденциях реформирования норм о корпоративном праве, перспективах развития корпоративного законодательства и т.д. Однако не менее любопытно взглянуть на одну из тех норм, которые содержатся в гл. 4 ГК с самой первой редакции и с тех пор претерпели только косметические изменения, и попробовать разобраться, что именно она нам говорит и чьими словами. Это представляется важным с точки зрения не только буквального содержания этой нормы, но и того, как она в целом характеризует положения ГК о юридических лицах, ведь именно с неё начинается вся гл. 4 ГК.
Речь идёт о п. 1 ст. 48 ГК, который даёт определение юридического лица, за эти 30 лет подвергшееся некоторым (скорее незначительным в контексте настоящей статьи) корректировкам.
Понятие юридического лица, данное в ГК, обычно воспринимается в качестве своеобразной аксиомы и редко становится предметом критического анализа. Сложно найти современный российский учебник, который, давая определение юридическому лицу, не обходится обычным воспроизведением п. 1 ст. 48 ГК с последующим разбором каждого из его элементов.
Между тем даже на первый взгляд понятие юридического лица, содержащееся в ГК, кажется не лишенным странностей и сразу же начинает провоцировать вопросы. Во-первых, зачем законодатель в принципе закрепляет это понятие? Есть ли какие-то смежные правовые явления, которые он тем самым стремился отграничить от юридических лиц? Во-вторых, как именно сформировался набор элементов, включённых в понятие юридического лица? Ведь, кажется, многие из них скорее являются свойствами субъекта права вообще? В-третьих, является ли понятие юридического лица адекватным современности или оно происходит из советских времен?
Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы попробовать охватить эти и другие вопросы с тем, чтобы в итоге ответить на более глобальные вопросы: смог ли российский законодатель 30 лет назад удачно сформулировать понятие юридического лица? И что нам говорит о нашем корпоративном праве то, каким образом наш ГК все эти годы определяет юридическое лицо?
Для этого сначала мы попробуем разобраться в содержании п. 1 ст. 48 ГК и в том числе рассмотрим те признаки юридического лица, которые в современной литературе традиционно выводят, толкуя эту норму закона (разд. 2). После этого мы проанализируем те исторические предпосылки, которые привели к появлению в ГК нынешнего понятия юридического лица (разд. 3). За этим последует уже более абстрактный анализ того, насколько удачным может быть признано обсуждаемое определение юридического лица, в том числе если пытаться смотреть на него с компаративной точки зрения (разд. 4). Наконец, после этого мы укажем на альтернативные варианты определения юридического лица в законе (разд. 5). Однако для целей настоящей статьи последнее является скорее второстепенной задачей – для нас первичным является именно догматический и исторический анализ того понятия юридического лица, которое сейчас содержится в п. 1 ст. 48 ГК.
Также на всякий случай оговоримся, что настоящая статья не направлена на решение каких-либо очевидных практических проблем: мы лишь пользуемся удачным поводом, данным нам «юбилеем» ГК, для того чтобы разобраться в базовых понятиях, которыми говорит с нами закон, а следом за ним и преобладающая часть доктрины.