Возможность применения иностранного права к корпоративному договору. Сработала ли реформа 2013 года?
Корпоративный договор – правовой инструмент для структурирования отношений партнеров в рамках совместного предприятия. В случае когда в совместном предприятии принимают участие партнеры не только из России, но и из других стран, может возникнуть потребность подчинения корпоративного соглашения иностранному праву. Причины могут быть разными: обеспечение баланса интересов участников совместного предприятия, желание сторон использовать устоявшуюся практику правоприменения развитых юрисдикций и так далее. Тем не менее возникает весьма острый вопрос: до какой степени корпоративный договор по иностранному праву может затрагивать действие личного закона юридического лица?
На протяжении длительного времени российская судебная практика придерживалась позиции, что применение иностранного права к корпоративным соглашениям в отношении российских компаний в принципе невозможно (в качестве обоснования суды приводили целый ряд доводов, которые будут освещены в статье). Однако в 2013 году произошли перемены: в рамках реформы в ст. 1214 ГК РФ были внесены изменения, прямо закрепившие возможность выбора права, применимого к корпоративному договору.
С момента реформы прошло почти 5 лет. С помощью сравнения до и послереформенной практики автор разбирается, насколько поправки оказались действенными и эффективными.