Восстановление поручительства в случае оспаривания платежа по основному долгу: обзор позиции Верховного Суда
Вопрос о том, что происходит с поручительством, если основной долг будет восстановлен после оспаривания платежа по основаниям, предусмотренным законодательством о банкротстве, возник довольно давно и до сих пор обладает весомой остротой. Несмотря на наличие познавательных публикаций Р.И. Сайфуллина, тема по-прежнему, остаётся недостаточно изученной.
Верховный Суд РФ в определении от 27.04.2018 № 305-ЭС17-2344 (13) пересмотрел прежнюю позицию о недопустимости восстановления поручительства и решил часть практических вопросов, оставив некоторые из них неразрешенными, а также породив новые. Наиболее значимые из них: 1) продолжает ли срок существования обязательства со стороны поручителя исчисление по общим правилам ГК в то время, пока поручительство временно считается прекратившимся, или он в этот момент не течёт? и 2) если вопрос о восстановлении поручительства будет рассмотрен в деле о банкротстве, должен ли суд оценивать соблюдение срока существования поручительства, и если да, то имеет ли эта оценка преюдициальное значение для последующего процесса вне рамок дела о банкротстве о взыскании долга с поручителя?
Для того чтобы ответить на указанные вопросы, нужно определиться: что такое иски о признании, допустимы ли они в отношении восстановления поручительства в банкротстве основного должника, как определить подведомственность спора о присуждении из обеспечительного обязательства, если должник – физическое лицо? Об этих и других проблемах на примере конкретной позиции Верховного Суда читайте в статье.